Если фокусировочный экран вашей форматной камеры, как, впрочем, и объектив, не сделан из бронебойного стекла или бетона или, скажем, чугуна, а вы при этом активный фотоманьяк, упорствующий в покорении Катунского хребта или даже пика Килиманджаро, наступит-таки тот светлый час (не дай Бог!), когда, оступившись или споткнувшись, вы грохните свою любимицу о что-либо твёрдое и острое ( хотя бы о тот же пик) с принеприятнейшими для неё последствиями. Дело это сколь нехитрое, столь же и подлое. Ибо! Даже разгрохав такой бюджетный объектив, как, скажем, Schneider-Kreuznach Fine Art 1100/22 XXL, вы имеете возможность заменить его другим, припрятанным в мягком кофре ( ведь их у вас ещё не один!?), и в препоганеньком настроеньице, но продолжить-таки свой горе-фототур. А вот такую безделицу, как матовый экран, который вдребезги разлетится скорее всего первым, заменить-то и нечем! «Как!? – возмутится предусмотрительный широкоформатчик. – У меня их целых три в запасе именно на такой случай!». И будет глубоко прав.
Что же делать остальным – непредусмотрительным? Если вы широкоформатчик особо изобретательный , в случае вышеприведённого конфуза от продолжения своей затеи вы, конечно, ни за что не откажетесь. В запасе у вас всегда найдётся кусок полиэтилена или/и моток прозрачного скотча. Отрезал, подклеил – вот тебе и эрзац-стекло. Фокусируйся на здоровье. Притом можно тут же грохнуть и фокусировочную лупу – за ненадобностью!
Однако тьфу на этот путь – он не наш! Для настоящего широкоформатчика – перфекциониста, делающего свои первые шаги в этом благородном направлении, нужно и дОлжно стать предусмотрительным.
Поскольку автор этих строк сам однажды наступил на эти грабли с особо твёрдой рукояткой, он решил избежать рецидива и взялся изготовить рукотворный фокусировочный экран. Да не один. И по возможности качественный. Сказано – сделано. Покурив Интернет, поизучав техпроцессы матирования, например здесь и здесь, тут, тут а также тут и где-то там ещё, он, т.е. я, пришёл к пониманию правильности шлифовочной технологии, за что всем авторам - моё глубочайшее почтение.
Затарившись всем необходимым и засучив рукава, я взялся скоренько явить миру шедевр матостроения, однако одновременно быстро и качественно никак не хотело получаться. Своё первое качественное стекло 4х5", я в несколько приёмов заматировал в общей сложности за 7,5 часов! Не шутка. Не ошибка. Не криворученко.
Потребовались известное напряжение мысли, чтобы проанализировать ситуацию и прийти к оказавшемуся впоследствии справедливым выводу, что в данном конкретном случае проблема вызвана характеристиками стекла. Надо сказать, что это не последняя засада, ожидающая незадачливого стеклотёра на его нелёгком пути.
Правильность вывода подтвердилась технологией, которую я впоследствии отстроил и которая позволяет мне теперь тереть любые стёкла как горячие пирожки.
В связи с таким грандиозным успехом я решил, что не будет лишним поделиться стеклом со страждущими, сделав на этом свой маленький гешефт.
Собственно, всё вышеизложенное для практического человека абсолютно излишне, поэтому перехожу наконец к делу.
Итак, я предлагаю фокусировочные экраны для камер формата 4х5, 5х7, 8х10 дюймов, а также камер другого формата по вашему размеру.
Экран тонкого матирования – 5 микрон, может быть оформлен в виде простого матового стекла, стекла с отсечёнными углами, а также с нанесённой координатной сеткой. Разумеется, все грани и рёбра приличествующим образом обработаны. Погрешность линейных размеров экрана не более 0,5 мм. На настоящий момент используются стёкла толщиной 1,5, 1,85 и 2,1 мм. Если у Вас конструкция камеры подразумевает большую толщину стекла, просьба обратить на это моё рассеяное внимание, при заказе.
Тонкая координатная сетка (~ 0,1 мм толщины), выгравированная на матовой поверхности, имеет, на мой взгляд, одно неоспоримое преимущество перед прочими – она не отвлекает внимания при построении композиции, зато помогает правильно выставить вертикали и горизонтали снимаемого сюжета. Некоторое представление о сетке могут дать нижеприведённые снимки, сделанные в разных световых условиях.
При заднебоковом освещении |
На просвет - наиболее точная имитация работы сетки в съёмочных условиях |
На отражение |
Если у пользователя возникнет необходимость в более "тяжеловесной" сетке, он с лёгкостью сможет нанести поверх рисок более заметные линии, например спиртовым или нитрофломастером, рейсфедером или рапидографом заправленными нитрокраской, простым а так же сложным карандашом, ну и наконец какой-нибудь другой фигнёй.
Ниже приведена схема размеров фокусировочного экрана, которые необходимы и достаточны для осуществления заказа:
Ну что ж, перейдём теперь к самому приятному. Вот таблица расценок на мою продукцию:
Размер стекла | Матирование | Координатная сетка (шаг 12 мм) |
Обрезание! (углов) |
---|---|---|---|
4х5" (100х125 мм) и меньше |
900 р. | 240 р. | 100 р. |
5х7" (125х175 мм) | 1575 р. | 425 р. | |
8х10" (200х250 мм) | 3600 р. | 960 р. |
Если размеры заказываемого стекла будут отличны от указанных в таблице, стоимость матировки изменится пропорционально изменению площади. То же касается и стоимости координатной сетки - при выборе шага сетки отличного от 12 мм, стоимость гравировки изменится пропорционально изменению общей длинны линий сетки.
NEW! В ноябре 2013 года я освоил изготовление разметки для фокусировочных экранов методом травления, с последующей окраской. В результате, стала доступной практически любая конфигурация разметки, которая к тому же может быть различной степени "заметности". Подробности на страница «Разметка фокусировочных экранов». |
Для подсчёта точной стоимости и осуществления заказа удобно воспользоваться формой для заказа:
или связаться со мной по электронной почте
(просьба в теме указать – "Матстекло"),
а также по телефону
В заключение хотелось бы заметить, что автор не претендует на уникальность характеристик своих изделий и не позиционирует их как конкурентов широко известным в узких кругах Сатин Сноу, Битти, Босскрин и прочим Максвелам, провести сравнение с коими пока просто не представилось возможности.
И хотя, надо признать, что 10-кратная фокусировочная лупа всё-таки несколько избыточна с данным матом, 6- и даже 8-кратные лупы будут в самый раз. Однако я намерен поэксперементировать с 3-микронным абразивом, который, надеюсь, позволит покорить эту вершину. Впрочем, на сегодняшний момент, эксклюзивность данного предложения – это золотое сечение цена/качество. Надеюсь, пользователи продукта это оценят!
Между прочим, приглашаю всех в раздел гостевая книга. Там вы можете задать интересующий вас вопрос и прочитать отзывы обладателей моих изделий.
Дмитрий Курбатов,
февраль 2010
... шли годы ...
Минуло время, и пора подвести некоторые промежуточные итоги своей деятельности, а так же выполнить невыполненные доселе обещания.
По порядку. Во-первых, статистика заказов говорит, что 10% моих заказчиков страстные сканировщики. Ровно такой процент стёкол я матирую им на потребу, а именно для
использования в качестве прижимных стёкол для слайд сканеров. В основном для сканеров Nikon 8000 и 9000. Хотя при известной заточенности рук их можно использовать и для многих
других моделей. Сам я с успехом применял подобное стекло, с самодельной же рамкой, на сканере Epson V750, для сканирования листовой плёнки. Действительно, тонкая матировка работает
как антиньютоновское покрытие и работает на все сто. И если фирменные антиньютоновские стёкла при определённых условиях допускают появление колец Ньютона на скане, то с матовым стеклом
это полностью исключено. При этом сама матовость поверхности не оказывает никакого заметного влияния на качество скана, во всяком случае, до разрешения сканирования 4000 dpi. Более подробно
о технологии и порядке применения матового стекла, как прижимного - на странице «Антиньютоновское прижимное стекло для сканирования»
Во-вторых, я разобрался-таки с "трёхмикронной технологией" и решил с ней закончить, не начиная. А чтобы не пудрить здесь фотографическим практикам мозги своими наукоподобными и
псевдоаналитическими разглагольствованиями на эту тему, я решил раскрыть её на отдельной странице «Микроскопический анализ мата». Возможно, это заинтересует
особенно въедливых, буквоедствующих технократов, которые не покидают дома своего без приличного штангенциркуля запазухой. В двух же словах – в более тонком матировании, для наших целей
(и для фокусировочных экранов и для прижимных стекол), смысла я не вижу. Если же я элементарно слаб глазами – не постесняйтесь научить.
По состоянию на ноябрь 2012, в результате независимого тестирования моих стекол в качестве прижимных, для сканирования на двух различных типах сканеров, я несколько скорректировал оценку влияния матировки на конечный скан. Об этом и кое-чём другом Вы можете разузнать в статье «Микроскопический анализ мата 2»
Ну и в-третьих, несмотря на то, что форматчики люди в массе своей аккуратные, нет-нет да появляется, по прошествии некоторого срока эксплуатации, необходимость очистить матовую поверхность от налипшей скверны, т.е. привести её вновь в непорочное состояние. Думается, что чаще такая забота появляется у сканировочных. В связи с этим я накатал небольшую инструкцию, как сделать это в наилучшем виде, поэтому заинтересованых отправляю к странице «Как мыть матовое стекло?».
Дмитрий Курбатов,
декабрь 2011 — июнь 2012