Заказать / Барабанное сканирование

СКАНИРОВАНИЕ НА БАРАБАННОМ СКАНЕРЕ



Сканер Howtek Scanmaster 4500 Поскольку я в своё время связался с широкоформатными слайдами, то было бы необоснованно отказываться от качественной оцифровки. И я решил обзавестись барабанником, который без нятяжки можно назвать законодателем стандартов сканирования. Не без некоторых сложностей я приобрёл сканер HOWTEK SCANMASTER 4500 по весьма смехотворной цене, т.к. в практическом смысле эти сканеры, некогда царившие в препресс-бюро, утратили своё значение и многокилограммовым железом занимали небесплатное офисное пространство. Мне известны случаи, когда эти технически сложные и высоконадёжные устройства отдавались за бутылку или самовывоз, притом что цена новых начинается от пары десятков килобаксов.
 Мой сканер оказался в превосходном техническом состоянии, т.к. пользовались им до смешного мало (по оценкам продавца, на нём было отсканировано около 300 кадров). И вот уже 3 года я пользуюсь для сканирования исключительно им. А поскольку сканирую я тоже не очень много, то большую часть времени сканер простаивает, и я вижу как ему обидно - созданный для бескомпромиссной оцифровки в потоковом режиме, он большую часть времени спит, укрытый тёплым одеялом.
  И я подумал, что будет правильным предложить заинтересованным фотографам и владельцам ценных плёночных архивов попользоваться за некоторую мзду этим моим приобретением.
 Основные преференции сканирования на барабаннике я уже описывал в разделе Фотоарсенал. Я бы не хотел вдаваться в конкретные технические цифИрки и букОвки и тестовые сравнения, тема, которая давно разобрана и раскрыта. Для интересующихся: рекомендую посетить прекрасно иллюстрированый профильный сайт, основаный отличным английским форматным фотографом Timом Parkinом. Выскажу своё оценочное суждение как практикующего фотографа. Если бы я не получил возможности оцифровки такого высокого качества, я наверняка расстался бы с плёнкой. С другой стороны, совершенно не желая с ней расставаться, я был обречён на барабанник.


 Ознакомившись с актуальным положением дел в области барабанного сканирования в близлежащем пространстве, а это было не так сложно, ибо хватит пальцев одной руки, чтобы сосчитать все действующие предложения, я сформировал, как мне кажется, вполне вменяемый пакет цен, с которым и предлагаю ознакомиться. Разумеется, если вдруг у кого-то возникнет желание оцифровать совсем много и всё сразу, цены станут специальными.


Формат кадра Количество кадров за
сессию сканирования
Стоимость одного кадра (руб.)
2000 dpi 4000 dpi
24х36305095
6x4.51590180
6x612120240
6x79145290
6x89145290
6x98175350
6x126230460
6x174325650
4x5"4325650
5x7"27002000
8x10"11400-

  Поскольку физическое разрешение сканера изменяется с некоторым шагом, то я указал два ближайших и при этом наиболее актуальных для практического сканирования значения.
  Под сессией сканирования я имею в виду сканирование всей рабочей площади поверхности барабана за один заход. Это наиболее экономичный метод сканирования, который позволяет минимизировать расходы, т.к. они имеются. Дело в том, что я практикую так называемый мокрый монтаж на барабан, а значит, использую недешёвый импортный расходный материал в каждой сессии сканирования: специальную иммерсионную жидкость*, лист покрывного пластика - майлара (каждый раз новый!), специальный скотч и проч..
 Если же в заказе суммарное количество кадров недостаточно для покрытия всей поверхности, то цена за 1 кадр несколько увеличится. Например, при заполнении плёнкой 50% поверхности барабана доплата составит 200 рублей за сессию. Указанное в таблице количество кадров каждого вида плёнки помещается на барабан в случае их оптимального размещения.

Барабан сканера   * мой опыт показывает, что иммерсионная жидкость, используемая мной при сканировании, являясь углеводородом высокой чистоты (скорее всего, это изопарафин С10-С12), не оказывает никакого отрицательного влияния на плёнку, о чём нас также информирует производитель. При этом она способствует улучшению микроконтраста (а как следствие и чистоты, и насыщености цвета) изображения и делает невидимыми микроцарапины плёночной подложи.

  Таким образом, если у Вас возникло желание заказать мне сканирование Ваших плёнок, Вы связываетесь со мной, передаёте плёнки, а взад получаете плёнки и файлы со следующими параметрами:

  • формат файлов tiff;
  • разрядность цвета 16 bit;
  • физическое разрешение сканирования 2000dpi или 4000 dpi;
  • с пылью, но без царапин;

 Хочу пояснить относительно последнего пункта. Разумеется, я всеми фибрами пытаюсь воспрепятствовать попаданию пыли на поверхность плёнки во время монтажа. Разумеется, в "монтировочном зале" я провожу влажную уборку перед сканированием, и самое главное моё оружие - это самодельный компрессор, который я специально изготовил в целях экономии на бесчеловечно дорогом качественном сжатом воздухе в аэрозольных баллонах. Тем не менее пыль - это такая штука, знаете ли.. .

  По поводу режимов сканирования. Я использую родной сканерный софт фирмы Aztek - производителя сканера, который называется Digital Photo Lab. Он располагает перечнем автоматических режимов для сканирования как слайдов, так и негативов (в том числе и ч/б), скоррелированных с особенностями различных типов носителей. Это удобно, но увы, тут имеется несколько засад. Во-первых перечень этот не исчерпывает всех типов ныне пользуемых плёнок, во-вторых режимы эти согласуются со стандартными режимами проявки плёнок, которые (режимы) в наше время вряд ли соблюдаются с той точностью, которая могла быть обеспечена массовостью и потоковостью проявки, оставшимися далеко позади в истории. К тому же, касательно слайдов, установка белой и чёрной точек по эффективной площади кадра корректна только при его идеальном экспонировании. Следуя путём опыта, являющегося сыном трудных ошибок, я в результате пришёл к такому "принудительному" режиму сканирования, когда точка чёрного выбирается по неэкспонированому участку слайда, точка белого - по участку свободному от слайда (т.е. абсолютно прозрачному), а цветовой баланс устанавливается сканерным софтом автоматически. Такой способ получился вполне клиентоориентированным, в том смысле, что заказчик получает скан максимально близкий по тону, контрасту и цветовому балансу исходному слайду, разумеется с сохранением всей полезной информации изображения. Дальнейшие же манипуляции, по коррекции экспозиции и контраста, в случае их необходимости, остаются в ведении хозяина слайда.
 Для негативов, по умолчанию, я использую автоматический типовой режим сканирования с интеллектуальной конверсией цвета, в результате которого в большинстве случаев на выходе получается изображение не требующее дальнейшей корректировки. Однако, для особо продвинутых юзеров я готов предложить сканировать негатив на полный динамический диапазон, т.е. почти как слайд, с тем отличием, что в этом режиме производится инверсия цвета (но не вычитание маски). Негативофилы отлично знают, что конвертация цвета негатива, с вычетом преславутой маски может быть процессом очень не тривиальным. Много адептов ручной конверсии негативов полегло в своё время в неравных боях на интернет полях священых сражений ...
 Хотелось бы тут же добавить, что "сырой" скан в наше время далеко не всегда (почти никогда не) является пригодным не только для вывода на печать, но даже и для вывешивания в какого-либо вида web-галерею в сети. Тому две причины. Первая - возможное несовершенство самого кадра (результат некорректной съёмки и/или проявки), что требует постобработки в графическом фотошопе. Вторая - необходимость ряда определённых манипуляций с целью приспособить файл под определённый тип выводного устройства. Если заказчик сканирования не имел ещё опыта в этой области, но озабочен, я готов в этом поспособствовать, за некоторую дополнительную мзду (стыдливо разрумяниваясь и опуская глаза)...

  Парочка дисклеймеров. Не обессудьте, но я НЕ ГОТОВ принимать к сканированию мятую или свёрнутую в рулон плёнку любого формата.Мокрый монтаж дело тонкое, и лишние манипуляции по разравниванию и разглаживанию рулонов в момент монтирования абсолютно противопоказаны. Если что, есть известный способ по выпрямлению свёрнутых в рулон плёнок, который заключается в замачивании рулона в дистиллированной воде с последующей сушкой с закреплённым на конце грузиком. После сушки, свернув плёнку эмульсией наружу, надо несколько дней подержать её в таком виде и потом уже порезать на полоски в 5-6 кадров (для 135 плёнки) и вложить в сливер.
 Ещё одно "не", последнее. Я НЕ ЧИЩУ ПЛЁНКУ никакаими средствами, кроме доброй струи сжатого воздуха. Пожалуйста озаботьтесь очисткой всякого рода отпечатков пальцев и прочих излишеств на поверхности плёнки до того, как Вы отдадите её на сканирование. Пока что у меня нет особого опыта и знаний в этом ремесле и я опасаюсь, что сделаю хуже. В подавляющем большинстве случаев плёнки полученые из проявки и хранимые в сливере не требуют такого рода манипуляций. И вообще, если Вы планируете сканировать проявленый материал, то лучше совсем не доставать его из сливера.



 Я не рассчитываю на оголтелый спрос на сканирование, поэтому не организовываю пока никакой формы заказов. Свяжитесь со мной при необходимости через страницу контактов, и мы обязательно обо всём договоримся!



Дмитрий Курбатов
май 2017    —  июнь 2018